Информационное выступление: как определить способности лектора или коучера

Постоянно обновляются носители информации, но главные принципы её использования остаются прежними:

• адресность – нацеленность, направленность, мотив использования;

• оперативность – актуальное поступление, своевременная обработка и применение;

• действенность – способность с помощью необходимой информации изменять существующее положение, добиваться нужных результатов.

Как и любое вербальное взаимодействие, информационное выступление ориентируется на определённую цель – для чего вы сообщаете эти данные. Выстраиваете коммуникативные задачи, которые помогает решить подготовленная информация.

Основные требования к озвученной информации:

• она должна быть актуальной, интересной, полезной, отвечать на запросы аудитории, мотивировать к размышлению или дискуссии;

• она должна быть востребованной, своевременной, уместной, укладываться в приемлемые временные рамки;

• она должна быть конкретно, понятно изложена, иметь структурные очертания.

Количественное сравнение показывает, что люди сейчас получают на порядок больше данных, чем в начале прошлого века. Но многим это не доставляет особые преимущества, поскольку остальные тоже имеют доступ к таким сведениям.

Значит, информация должна быть конкурентоспособной и целесообразной, помогать в реализации собственных планов. Можно назвать несколько приёмов, которые способствуют правильному усвоению знаний:

• избирательное восприятие – необязательно прочитать всю книгу, чтобы понять, что она бесполезная;

• детализация, уточнение – на этом построена западная модель образования, когда человек углублённо изучает «5 минут эпохи Возрождения»;

• практическая польза – любые факты имеют утилитарное предназначение;

• собственный интерес – система внутренних установок, которые позволяют полноценно распорядиться полученными данными.

И очень важный аспект – оформление, так же, как и на листе бумаги одну и ту же мысль в выступлении можно преподнеси абсолютно по-разному. Дикция, паузы, манера держаться, контакт с аудиторией, реакция на присутствие оппонентов – не просто актёрские приёмы, а необходимые компоненты успешной самопрезентации.

По словам одного профессора, заслуженные учёные способны на международных конференциях сделать доклад о серьёзных научных открытиях за несколько минут, а студенту не хватает часа, чтобы рассказать про свою курсовую.

Тот же самый профессор продолжал: не бывает такого, чтобы человек понимал явление, но не мог объяснить окружающим. Любое усвоенное знание откладывается в виде конкретных терминов и понятий, даже если забыли научные определения, можно передать смысл описательными приёмами, привести аналогии или сравнения.

Если человек не может высказаться по существу, значит, он просто не понимает нужные сведения, поэтому при подготовке так важно усвоить суть сообщения, рациональное содержание, тогда незначительные оговорки не помешают передать «своими словами» основные факты.

Любое мнение о способностях специалиста складывается из объективных и субъективных показателей. К первым относятся:

• образование (теория) – статус учебного заведения и факультета, общее место в рейтинге ВУЗов;

• участие в практических проектах (опыт) – стаж работы, интенсивность мероприятий за последний месяц;

• наполнение интернет-страниц (результаты) – активность и посещаемость авторских блогов и сайтов;

• достижения и профессиональные награды (мастерство).

В числе субъективных критериев можно назвать:

• личное впечатление;

• отзывы и оценки партнёров и слушателей.

Основной способ взаимодействия лектора или коучера с аудиторией – «живой» диалог, непосредственное общение. Поэтому все глубокомысленные, интересные изречения в программе должны иметь индивидуальные основания, а не просто копировать чужие тезисы.

Опытный лектор/коучер способен очень быстро соотносить свои возможности и запросы клиента, невозможно быть подготовленным ко всему, но это не означает, что нельзя предвидеть запросы и результаты.

Твои знания